Интервью в Школе классической астрологии в СПб
Предлагаем вашему вниманию беседу с Константином Дараганом – астрологом, кандидатом философских наук, доцентом Национального аэрокосмического университета Украины, автором книг и обучающих программ. Константин любезно согласился ответить на вопросы, подготовленные преподавателями Школы классической астрологии К.Дарагана в Санкт-Петербурге Екатериной Вишневской и Евгением Фарафоновым.
Евгений Фарафонов: Добрый день! Сегодня у нас в гостях Константин Дараган – преподаватель и практикующий астролог. И нам хотелось бы задать несколько вопросов, касающихся астрологии и ее места в современном мире.
Константин Дараган: Добрый день!
Е.Ф.: Скажите, Константин, можно ли астрологию в принципе называть наукой? И если она является наукой, то какой?
К.Д.: Это достаточно спорная тема: даже сами астрологи не находятся в согласии по этому вопросу. Я убежденный сторонник того, что астрология в настоящий момент не является наукой. Это протонаука – наука в процессе становления, примерно как химия во времена увлечения алхимией. То есть это нечто, что превратится в науку в следующие столетия. В данный момент это в большей степени Искусство. Оно предполагает сходные с искусством аналогии: очень высока роль субъективности, то есть роли астролога, его личного опыта, того, что он читал, что он умеет делать. В отличие от науки, где технология превалирует над личностью и субъективным опытом.
Е.Ф.: Получается, что с точки зрения философии науки ее пока не очень разумно рассматривать?
К.Д.: Совершенно верно. Именно по этой причине я считаю, что наукой она на данный момент не является, и спорю с теми моими коллегами, которые считают, что это – наука. Среди них есть даже такие, которые считают, что это – точная наука, аналогичная математике. Но принцип фальсифицируемости Поппера и вообще методология и философия науки не вполне применима к астрологии как к научной дисциплине на данный момент. Слишком много здесь еще даже на уровне аксиом не является общепринятым.
Е.Ф.: В таком случа, вопрос можно было бы развернуть и задать его в контексте того, что происходит в современном мире. Является ли астрология элитарной областью знаний?
К.Д.: Безусловно! Причем всю свою историю она была элитарной областью знаний. Мы живем в очень интересный период, когда подлинно элитарное знание, доступное несколько сотен лет назад только людям с хорошей математической подготовкой, с шикарной эрудицией, со знанием нескольких языков, то есть полноценной элите культуры, сейчас становится знанием массовым. Я убежден, что настоящая астрология всегда останется элитарным знанием, хотя и по другим причинам. Как и любая профессия, она требует слишком многого, но изучение ее сейчас возможно, как изучение массовой культуры. Такого не было никогда прежде в истории.
Е.Ф.: А чем продвижение астрологии в массы может быть полезно? Нужно ли ее продвигать в массы? Ведь еcли это элитарная область знаний, то возникает конфликт между тем, что она проникает в массы, и тем, что она требует очень глубокого погружения.
К.Д.: Насчет глубокого погружения я могу привести такую метафору: мы можем заниматься спортом, но не обязаны становиться олимпийскими чемпионами. Все равно каждый из нас, занимаясь спортом, может получить какую-то пользу. То же самое с астрологией: мы не обязаны становиться профессионалами и элитой этого искусства. Даже на том уровне, на котором мы ее освоим, мы можем получить какие-то преимущества. Например, разобраться, в обучение каким наукам следует отдавать собственного ребенка или как ему помочь с профориентацией. Это не такой сложный навык, которому нужно учиться много лет. Выяснить то, какие у вас проблемы настоящие, а какие – кажущиеся. Если человек выйдет на тематику совместимости, что чуть более сложно, чем начальный уровень, то он сможет находить тех людей, с которыми ему стоит связываться всерьез, а с кем нет, и определять, по какой причине у него могут быть проблемы. Но если он доходит до уровня прогностики, то он выходит в подлинно элитарную область, которая современная культура не может заменить ничем. Так называемая «футурология» развитой методологии предсказаний не имеет, а астрология этим занимается тысячи лет.
Е.Ф.: Какие базовые ценности должны быть в основе, чтобы практика астрологии была плодотворной? Чтобы она действительно приводила к развитию и позитивному результату как в социальном и личном, так и в метафизическом смысле слова?
К.Д.: Я абсолютно убежден, что главным качеством современного астролога должно быть любопытство. Такое почти кошачье: узнавать новое, «как это прошло мимо меня?!» Я знаю это по себе: когда астрология превращается в профессию, в ремесло, когда ты начинаешь терять интерес к тому, чтобы разгадать загадку другого человека и его судьбы, эффективность падает. То есть, да – можно зарабатывать деньги, но эффективность быстро падает, и рано или поздно ты с этим сталкиваешься. Когда у тебя есть чистый и бескорыстный интерес понять, «как это устроено», что-то в этом мире помогает тебе это делать и подбрасывает удачу за удачей.
Е.Ф.: То есть если оперировать метафизическими категориями, это принцип Логоса, познания, которое стремится самое к себе?
К.Д.: Да! Астрология ориентирована на людей, вообще любопытных по жизни, которым интересна скрытая сторона вещей, которым очень хочется ответить на вопросы «почему?» и «как оно устроено?».
Е.Ф.: Но тем не менее это область организованного знания. И в таком случае, какие большие задачи стоят перед астрологией в современно мире, если они вообще есть, с вашей точки зрения?
К.Д.: Это интересный вопрос. Если разбирать астрологию как область, которая может помочь человеку, это фактически прикладная философия. И если мы не будем рассматривать астрологию популярную, которая заполняет последние колонки журналов или используется для смс-сбора денег на сайтах, где «ваш гороскоп на сегодня», то настоящая серьезная астрология перекрывает практически все области в соответствии с ее историческим развитием. Будет перекрывать и медицинскую область – она может помочь здесь, и финансовую, и тему профориентации, и совместимости, и прогноза, где она вне конкуренции, по крайней мере в настоящий момент. То есть существует целая группа запросов, которые могут быть удовлетворены. Дело в том, что один из грузов современного человека – это груз принятия решений. Астрология помогает сделать это решение более осознанным, более аргументированным в тех ситуациях, когда у вас нет ни информации, необходимой для принятия решения, ни возможности получить какой-то хоть копеечный прогноз на будущее. Астрология позволяет ориентироваться здесь более четко. Поэтому люди, которые отягощены грузом принятия решений, – политики, финансисты – те, чьи ошибки стоят очень дорого и им, и другим людям, даже при скептическом отношении к астрологии рано или поздно на нее выходят. Ну а дальше все уже зависит от того, насколько мы квалифицированно можем им помочь.
Е.Ф.: Могли бы вы более подробно сказать о моральных установках, которые должны присутствовать у астролога в наше время. Ведь он имеет дело с людьми и несет за них определенную ответственность.
К.Д.: Безусловно, моральные установки должны присутствовать. Но «должны» не всегда означает, что так и есть на самом деле. Естественный ход вещей таков, что планета, управляющая консультативной астрологией – та же, которая управляет, скажем, и прикладной медициной. Один из астрологов средневековья Николас Кульпепер по этому поводу говорил, что часто грамотный специалист может оказаться одновременно скверным человеком. Это бывает в медицине, это бывает в астрологии. Я считаю, что астролог обязан иметь однозначные моральные границы, просто понимая, что в нашем обществе он выполняет функции советчика и играет в архетипе Мудреца. Учитывая то количество пены, которое существует вокруг астрологии и у нас, и в западном мире, я бы сказал, что это один из определяющих критериев квалифицированного астролога вообще, отличающий его в том числе от мошенника и шарлатана. Но я также понимаю, что для профессиональных качеств, в общем-то, это не критично. Это скорее описывает нас не как специалистов, а как людей с определенной личностной жизненной позицией, берущих на себя ответственность. Сама по себе астрология не требует моральных качеств, не требует поста или определенной веры.
Е.Ф.: А это имеет отношение к двум разным подходам к астрологии – как к ремеслу и как к искусству? Ремесло – оно повседневно, оно скорее предполагает проявление какой-то группы навыков для очень конкретных задач, а искусство – это нечто большее.
К.Д.: Конечно, это взаимосвязанные вещи. Искусство изначально предполагает, что мы занимаемся, по большому счету, Божественной практикой. Один из философов древней Греции считал, что люди, которые изучают богов, должны хоть как-то соответствовать предмету – хотя бы не иметь физических уродств, ярко выраженных проблем и так далее. Думаю, что это имеет смысл. Другой разговор, что любое ремесло все равно искушает человека упрощать и если не халтурить, то хотя бы искать какие-то обходные пути. Это как если бы мы имели дело, скажем, с маркетингом, достаточно специфичной специальностью, предполагающей определенные моральные качества или их отсутствие. И конечно, человек будет постоянно сталкиваться с этими моральными выборами, занимаясь астрологией. Каждый будет их решать в меру своей культуры.
Е.Ф.: Дэйн Радьяр говорит, что астрология – это карма-йога. В ваших словах как будто бы прослеживается этот оттенок.
К.Д.: Я абсолютно убежден, что он прав. Мое отношение к астрологии полностью соответствует пониманию ее как карма-йоги. Это образ жизни, это – путь. Но очень мало астрологов понимают, что астрология вообще имеет такие функции, как руководство на жизненном пути. Скажем, средневековая европейская астрология понималась только в одном ключе – прогностическом. Поэтому это уже современный, более глубокий подход. Мне он кажется очень разумным.
Е.Ф.: Отсюда вытекает практический вопрос. Если астрология специфическая, достаточно закрытая в элитарном смысле слова область, правомерен ли будет отбор людей для обучения с помощью самой же астрологии?
К.Д.: Теоретически – да. А на практике жизнь их отбирает сама, примерно так же, как отбираются более или менее успешные спортсмены. То есть наши личностные ограничения – нашего ума, воспитания, эрудиции – просто отбрасывают нас, не позволяют нам прогрессировать. Да, конечно, можно было бы сделать питомник астрологов. Я абсолютно серьезно говорю: можно было бы создать спецшколу из людей с ярко выраженными способностями к астрологии. Критерии отбора хорошо видны в натальной карте. Но, во-первых, у общества нет социального заказа на такую работу. Во-вторых, естественный отбор никто не отменял, и в этом есть плюсы и минусы. Поэтому, я думаю, что этого делать не надо.
Е.Ф.: Тем не менее время от времени появляется информация, сквозные предложения в некоторых статьях о том, что «астрологическая артель» – совокупность астрологов – могла бы стать серьезным и даже влиятельным органом. Но здесь мы уже вторгаемся в область политики и социальных практик.
К.Д.: Я думаю, что это не просто возможно, а делалось и делается уже не первое столетие. Вы знаете, что такой отдел существовал какое-то время при президенте Ельцине, и я могу сказать, что нынешние украинские политики «второго эшелона власти» консультируются с астрологом. Думаю, что это было и будет всегда, и общества, которые имеют давнюю не разорванную традицию астрологии – как, скажем, Ватикан, европейские традиционные школы вообще, – скорее всего, практикуют подобного рода подход. Я просто не готов говорить аргументировано со ссылками на конкретных людей, но однозначно понимаю, что это имеет смысл.
Е.Ф.: Не могли бы вы более четко, может быть, в виде ключевых слов, рассказать, в чем состоит ваш собственный подход к астрологии, возможно, к преподаванию астрологии – как к области знаний глубокой и даже элитарной.
К.Д.: Так получилось, что к астрологии я пришел как к третьей профессии. Первой была техническая профессия – программирование и информационные технологии, вторая – философское образование, а параллельно развивался мой интерес к астрологии. И возможно, тот опыт, который я получил, привел к тому, что я понимаю астрологию не так, как понимают ее люди, у которых астрология – первое и главное образование в жизни, то есть не как очень сложную и запутанную систему понятий. Астрология – простое, рациональное знание, в принципе, не более сложное, чем правила дорожного движения, просто более емкое. Его можно изучить, запомнить и применить. И точно так же, как правила дорожного движения, оно так же неоднозначно в применении. Ключевые нюансы тут – здравый смысл и мышление по аналогии. Астрология, по сути, это аналогия между небесными событиями и событиями здесь, на Земле. Это роднит ее с поэзией, с гуманитарными дисциплинами, потому что это – не строгий способ мышления.
Е.Ф.: А близок ли вам, в таком случае, интегральный подход Кена Уилбера к рассмотрению любой области знаний с позиций истины, красоты и морали?
К.Д.: С оговорками. Мне в принципе нравится идея того, что все пути, если они истинные, приводят к одной вершине. И в этом плане Кен Уилбер и весь проект «Атман» мне очень симпатичны. Но как астролог я отношусь к теме морали как к одной из вещей, которая специфична для этого времени, для этой территории, для этих обстоятельств. То есть я не считаю, что эти ценности вечны. Если, скажем, пятьсот лет назад «хорошим» считалось одно, а сейчас считается другое, то мы должны понимать, что мораль меняется. Уилбер ведь тоже вкладывает в это более широкое понимание, чем то, которое принято понимать у нас под словом «мораль».
Е.Ф.: То есть это относительное знание, которое нужно адаптировать? Если мы говорим про мышление по аналогии, то должны учитывать контекст.
К.Д.: Фактически астрологи занимаются этим всю историю астрологии. И это одна из причин живучести астрологии. И я могу по этой причине утверждать, что она не умрет ни в двадцать первом, ни двадцать третьем веке, ни в третьем, ни в четвертом тысячелетии. Астрология – знание, которое не носит догматического характера. Оно адаптивно к тому миру, в котором мы живем. Оно не конфликтует с религиями, оно не конфликтует с атеизмом, оно бесшовно ложится на ту реальность, с которой мы контактируем. Астрология – это способ объяснять мир, и на основе объяснения и понимания делать прогноз, вполне обоснованный и вполне успешный. Поэтому здесь нет конкуренции с существующими системами знаний. Она идет между ними, она идет параллельно, это такая маргинальная область.
Е.Ф.: Как, по-вашему, станет ли астрология наукой в таком случае? Ведь вы говорите именно о приближении к ней, о том, что мы используем объективный закон для приложения к действительности.
К.Д.: Это скорее следствие того, что я являюсь ученым академической школы и поэтому так мыслю. Думаю, что на протяжении моей жизни наукой она не станет. Я считаю, что рано или поздно она приблизится к этому. Но как много времени займет, чтобы она стала механизмом, наукой в том варианте, в котором понимают прикладную науку, лабораторные исследования, например, чтобы можно было написать методичку, дать лаборанту и он, выполняя определенные шаги, получил четкий однозначный и всегда одинаковый научный результат, я не готов сказать. Думаю, что это не быстрый процесс для астрологии, слишком много еще нужно пройти.
Е.Ф.: Следующий вопрос будет, пожалуй, очень субъективным и очень личным. Поделитесь, пожалуйста, кто для вас является кумиром, может быть, направляющим лидером? Какие фигуры сильно повлияли на вас как на астролога, на кого вы ориентируетесь?
К.Д.: Если говорить об астрологах, лично мне очень близко то, что среди них было очень много людей с энциклопедическим образованием. В свое время астрологией занимались люди, которые не стеснялись одновременно быть математиками, поэтами, знатоками нескольких языков. Мне приятно, что среди моих коллег был Иоганн Кеплер – известнейший астроном прошлого и астролог, о чем знают не все. Что этим занимался Ньютон, о чем тоже знают не все. Что многие математики и астрономы прошлого были выдающимися астрологами. Я однозначно симпатизирую Уильяму Лилли – британскому астрологу ХVII века, но это личная симпатия. Кроме того что он был эффективным практиком, наша астрологическая совместимость такова, что я его очень хорошо понимаю и мне нравится его склад мышления, результаты, цели, которые он перед собой ставил, и то, что не боялся отказываться от устаревшего. Из астрологов XX века мне очень интересны Николас Кемпион с его подходом, Билл Меридиан – известнейший финансовый астролог США. Опять же, у каждого «иконы» будут свои, под наши индивидуальные гороскопы, ведь наша реакция на определенных людей во многом обусловлена астрологически. И астрологу это очевидно, потому что эти взаимосвязи действительно четкие, проверяемые. И хотя они не носят научного характера, но они алгоритмизируемы, им можно научить.
Е.Ф.: И завершая нашу сегодняшнюю беседу, спрошу: можно ли сказать, что энциклопедичность, широкий взгляд на мир – это то, что необходимо любому астрологу?
К.Д.: Знаете, до вашего вопроса я всерьез не задумывался над этим. Думаю, что да. Конечно, астролог как узкий специалист (например, астролог медицинского направления) вполне возможен. Но астролог-универсал обязан быть эрудитом, у него просто нет вариантов. Учитывая сегодняшнюю ситуацию с астрологией, она фактически ожидает от каждого астролога, что он ее будет развивать – проводить эксперименты, изучать. Следовательно, он должен иметь для этого достаточную подготовку, уровень знаний и образования.
Е.Ф.: Ставя некое многоточие в окончании нашей беседы, мы желаем всем нашим читателям-астрологам той самой широты, эрудиции и практики, практики, практики. Спасибо вам, Константин, и всего доброго!
К.Д.: Спасибо. Успехов!