Традиция и инновации в астрологии
В астрологии очень многие понятия и методы не являются ни однозначно разделяемыми, ни общеупотребимыми. Не секрет, что традиция астрологии в течение последних пяти тысяч лет неоднократно прерывалась, искажалась и трактовалась на новый лад согласно веяниям времени, в которое жили переводчики и астрологи. Не секрет также, что астрология к началу XXI столетия вовсе не является единой системой. Это разделяет астрологов на школы и лагеря сторонников различных авторитетных фигур. Очень часто такие «лагерные группировки» взаимно отрицают друг друга, считая астрологией только самих себя, а все остальное – недоразумением. Самый же крупный раскол в мировой астрологии произошел в последние три столетия и связан непосредственно с открытием высших планет.
Развитие астрономии поломало существующие сотни лет методы, построенные исключительно вокруг семи планет Септенера и заставило астрологию развиваться. Отношение к этому факту стало водоразделом между двумя архипелагами в астрологии – традиционной и современной. Причем в каждом из этих архипелагов существует множество различных школ, зачастую соперничающих друг с другом. Часть из этих школ возникла по причине плохого перевода старых текстов. Другая – из-за амбиций некоторых древних и современных авторов. А живучи эти школы прежде всего потому, что в астрологии, как в отечественной, так и в зарубежной, очень мало людей, имеющих достаточный уровень базового образования и навыки научной работы. И у них, и у нас астрология развивается энтузиастами с самой разной биографией и образованием.
Для любого астролога всегда будет существовать дилемма: чему следовать в спорных вопросах, не проверяемых практикой легко и безотлагательно (как, например, в фундаментальных), традиции или инновациям? Я же хочу сказать, что дилемма эта кажущаяся, ее просто нет. На самом деле есть другая, значительно более глубокая и серьезная. Какие существуют пути в освоении астрологии каждым из нас да и вообще в развитии астрологии как науки?
Первый путь – директное развитие «современной» научной астрологии через исследования и эксперимент. На развитие современной астрологии значительно повлиял бурный прогресс основной науки о человеке – психологии. Психология была областью знаний, которая не была научной до XIX века и которой выдающиеся умы, такие как Иммануил Кант, вовсе отказывали в звании теоретической науки даже в отдаленном будущем. Но де факто она стала наукой. Этот пример безусловно влиял и влияет на астрологов современности, так как астрология – все еще аутсайдер в современном научном сообществе. Развитие статистических исследований, перенимание методов психологических исследований и даже целых концепций психологии, эмпиричность и эклектичность – характерные черты современной астрологии. Плюс в том, что эти черты действительно объединяют современную астрологию с наукой. Главный же недостаток – именно в характерном постмодернистском дискурсе, когда отрицается преемственность традиции, позволено все, любые методики и их комбинации. Тем не менее огромное преимущество современного подхода в том, что признается необходимость обратной связи между свершившимися фактами и тем, что за них отвечает в карте. Это неотъемлемая часть любой эмпирической науки. И это единственный практический путь самообучения для астролога, так как все остальные пути – теоретические. Фундаментом первого пути является Разум и экспериментальный подход. Характерная черта – принятие идеи о свободе воли и возможности менять судьбу в определенных пределах.
Второй путь – ретроградный, связанный с восстановлением забытого и утраченного астрологического знания. Значительное преимущество этого направления в том, что оно сохраняет и пытается восстановить утраченную связь времен в астрологии. Огромную ценность многовекового опыта трудно, просто невозможно переоценить. Но тут есть и свои минусы. Существующие сейчас чистые «традиционные» школы астрологии не признают все, что появилось в астрологии (и что намного любопытнее, в астрономии) примерно после XVIII столетия, когда был открыт Уран. Но более серьезный симптом в том, что развиваясь в демонстративной оппозиции к психологически-ориентированным школам астрологии, традиционные школы игнорируют (фактически – теряют) все прикладные достижения современных наук о человеке за последние столетия. Традиционное направление неизбежно грешит догматизмом и некритичным отношением к аутентичным астрологическим текстам. Это может доходить вплоть до игнорирования фактов реальной жизни, если они не стыкуются с астрологической теорией, в которую на данный момент верит ее сторонник. Фундаментальным элементом этого пути является Вера первоисточникам и следование авторитетным канонам. Характерная черта – вера в фатальность прогностики и в возможность астрологических предсказаний практически на уровне пророчеств.
Третий путь – это интеграция методов древней астрологии в современную практику, расширение возможностей и качества практического приложения современной астрологии за счет опыта ее Истории. На самом деле иного пути просто нет даже у представителей традиционных направлений. Уже хотя бы просто потому, что астрологией занимаются сейчас люди с современным мировоззрением, не считающие более, что планеты прикреплены к небесным сферам, имеющие доступ к самой различной кросс-культурной информации и признающие высшие планеты хотя бы на уровне их отрицания в астрологической практике. Астрология как открытая система – характерная черта этого подхода. Неслучайно в нескольких местах «Христианской астрологии», написанной в эпоху Просвещения, мы встречаемся с высказываниями Лилли о том, что необходимо сочетать знание правил со здравым смыслом и опытом – знаменитое «От тебя и от Искусства».
Тут можно судить по аналогии, и я в качестве иллюстрации возьму другие хорошо известные мне области. Как в боевых искусствах, так и в философии у новичков существует «детская болезнь левизны» – поиск самой «крутой» школы. Очень часто это сопровождается погоней за освященной временем традицией или же за харизматичной (или экзотичной) личностью наставника. И это именно «болезнь взросления», так как в обеих этих областях, и в традиции боевых искусств, и в традиции философии, дилемма между традицией и современностью десятки и сотни лет назад была осмыслена и решена. Потому даже разговор на эту тему считается признаком дурного тона и недостатка образования. Но в современной нам астрологии ситуация не такая благополучная. Фактически астрология как неразрывная традиция существует совсем недавно – после ее реставрации в начале XX столетия. И вопрос, сформулированный в начале статьи, все еще живуч в дискуссиях. Но и в астрологии, как и везде, существует все тот же самый третий путь, который для практики боевых искусств и развития философского знания уже давным-давно является основным.
Третий, срединный путь – это не вопрос выбора на самом деле. Это то, что действительно происходит в изучении и освоении нового знания. Мы, подобно Одиссею, должны проплыть между Сциллой и Харибдой – абсурдом религиозного догматизма и фатализма с одной стороны и абсурдом вседозволенности и пустого теоретизирования с другой. Избегать этих крайностей – очевидное решение здравого смысла. В центральной части бланка гороскопа, который изображен на гравюре рядом с самим Лилли, написаны слова «Non cogunt» – то есть звезды «Не принуждают». Такое же здравое отношение к практике мы можем найти и у Бируни, и у Бонатти, и, убежден, у любого серьезного астрологического автора.
И вот тут мы подходим к ключевой дилемме, действительному вопросу, который должен задать себе любой практик. Что будет важнее в фундаментальных спорных вопросах, когда проверки практикой и опытом всегда будет недостаточно или когда она невозможна? Что важнее, авторитет Веры или авторитет Разума? Этот вопрос не решен и, думаю, никогда не будет решен – ни в астрологии, ни в философии, ни где угодно еще. И вот тут уже каждому – свое. Но ирония судьбы в том, что астрология – знание рациональное, а значит, и срединный путь придется искать рациональным путем, в разумном и взвешенном подходе.