Интерпретация астрологического символизма, аналогии и синестезия

Прочтение любого гороскопа является обычным процессом интерпретации символической схемы. Мы читаем символы левым, рациональным полушарием мозга, находим им соответствия в нашем опыте благодаря активности в правом полушарии и вновь вербализуем выводы – в левом полушарии. Этот непрерывный процесс автокоммуникации тем успешнее, чем больше реального жизненного опыта сохранено у астролога за каждым астрологическим символом. Само по себе рациональное левополушарное мышление весьма ограничено в своей емкости. Анализ гороскопа превращается в длительный труд, а синтез крайне затруднен, если вообще возможен. С другой стороны, иррациональное правополушарное мышление неконкретно и к аналитической работе не склонно. Вдобавок совершенно неспособно критически мыслить. Зато оно прекрасно справляется с синтезом и творчеством. Для эффективного результата рациональное и иррациональное в нас должны постоянно и плотно взаимодействовать. Чем быстрее и качественнее символы сухой астрологической схемы свяжутся с рефлексами и нашим жизненным опытом, тем в большей степени наше Знание становится нашей Силой.

Начинающему астрологический символизм кажется сухим и безжизненным. И именно поэтому так важно подключать те знания и опыт, которые уже есть у астролога в других областях. Чем опыта больше, чем успешнее, подготовленнее человек в других областях жизни, тем легче ему освоить прикладную астрологию. Однако чтение гороскопа не такое простое, как чтение геодезической карты или радиосхемы. Проблема в том, что используемые в астрологии символы совершенно неоднородны друг другу и отвечают за принципиально разные вещи. Есть несколько методических приемов, которые значительно упрощают процесс обучения для новичков в астрологии и значительно увеличивают эффективность и скорость работы у профессионалов. Все они построены на базовом для астрологии принципе – аналогии.

Исторически самый древний прием – вероятно, античный – метафора Божественного театра, Мистерии Мойр. Условно можно назвать этот способ антропоморфным методом интерпретации.
Планеты можно понимать как божества, играющие роли в нашей Судьбе. Каждый такой «актер» имеет свое однозначное амплуа. Но в каждом конкретном гороскопе он играет роль в том или ином «костюме», который вовсе не всегда соответствует его сущности. Зато лучше может соответствовать естественной роли другого «актера». Этот костюм – знак Зодиака. Аспекты – фактические диалоги «актеров» между собой, их конфликты и дружба, главные сценарные взаимодействия. Рецепции – неявное отношение друг к другу актеров-божеств и их взаимозависимости по сценарию Судьбы. А дома – декорации, на фоне которых происходит сама Мистерия. Так, Венера – богиня любви и красоты. Но будучи одетой как сейчас, в одеяния Овна (например, в спортивный костюм или ратную амуницию) она играет несвойственную ей роль. Декорации меняют смысл еще радикальнее. Та же Венера, одетая в платье для коктейля (в Весах), в обстановке театра или ресторана (V дом) или в обстановке больницы или тюрьмы (XII дом) – это совершенно разные смыслы. И для того чтобы понять и интерпретировать этот символизм, уже не нужно долго рыться по справочникам. Достаточно просто представить и понять эти аналогии.

Антропоморфный метод исключительно хорош тем, что подключает к астрологии имеющийся у всех нас огромный опыт взаимодействия с людьми и опыт понимания их взаимоотношений. Фактически по этой причине этот метод универсален.

Но для людей гуманитарно-ориентированных, у которых хорошее образование в области языкознания, филологии или хорошие способности к языкам, есть и другой методический прием. Назовем его лингвистическим методом интерпретации. Здесь планеты выступают в роли существительных или глаголов. Знаки Зодиака – в виде прилагательных. Аспекты – союзы и предлоги, а дома – обстоятельства места и действия. Венера может быть передана несколькими существительными, в том числе словом «чувства» или «чувствовать». Нынешняя Венера в Овне – активные, инициативные, импульсивные чувства. Венера в Овне в оппозиции с Марсом – импульсивные чувства против чего-то, вразрез с чем-то, что описано существительным или глаголом Марса. Ну и дома (обстоятельства), конечно, поменяют многое.

Для людей технически-ориентированных, с опытом точных наук, удобнее будет понимать планеты как функции. Знаки Зодиака – как преобразования функций. Аспекты – как сложение/вычитание функций. Дома – как проективную систему координат. Очевидно, что такие же приемы можно предложить и на основе многих других областей. К примеру, существовал такой же способ понимать астрологический символизм на основе алхимии, не дошедший до нас, к сожалению, в полном объеме. Планеты в алхимии ассоциировались с металлами, которые проходят одно из двенадцати возможных преобразований в знаках Зодиака.

Однако самым интересным и перспективным я считаю использование синестезии в астрологии. Когда-то считалось, что это редкая сверхспособность, сиддха, встречающаяся один раз на сотни, а то и тысячи людей. Современные исследования показали, что это изначально присущая человеку способность, причем в развитой форме встречается весьма часто, примерно раз на 20-30 человек. А среди астрологов – заметно выше. Главная особенность людей с синестезией – восприятие нейтральной и абстрактной информации по одному из внутренних каналов восприятия (модальностей), то есть сразу же и одновременно – правым полушарием. Самая распространенная синестезия – визуальная. А самый распространенный ее тип – устойчивое восприятие букв и цифр в цветовых оттенках, причем всегда в одних и тех же. Для таких людей слова или имена – цветные. Чуть более редкий тип визуальной синестезии – восприятие в цвете дней, месяцев, лет. Еще чуть более редкий (но достаточно распространенный) – цветное восприятие музыки и звуков. Самые же редкие виды синестезии – восприятие информации дополнительно через аудиальный (звук) или даже кинестетический канал (ощущения).

Впервые о том, что непроизвольная способность видеть в цвете слова, цифры, музыку называется «синестезией», я узнал уже во взрослом самостоятельном возрасте. Для меня было большим открытием узнать, что, оказывается, этой способности нет у большинства моих знакомых. А некоторые даже не верят, что такое возможно и что я ничего не придумываю. Прошло много лет, и мне до сих пор трудно поверить в то, что в этом навыке есть что-то особенное. Каждый раз кажется, что люди надо мной просто шутят, когда говорят, что у них не так, так как сам я совершенно не помню себя без этого качества. Одни из самых первых моих детских рисунков были именно попытками рисовать алфавит и цифры в тех цветах, в которых я их видел и вижу сейчас. Безнадежное занятие, так как передать эти цветовые оттенки очень сложно, не будучи опытным художником. Как оказалось позже, синестезия – замечательное подспорье, еще один метод интерпретации астрологического символизма. Аквамариновая Венера, входя в алый Овен, мгновенно теряется в нем, становясь коричневой. И не нужно уже вспоминать, что это изгнание, так как информация об этом уже передана правым полушарием в очень наглядной форме. И когда Венера находится в Овне рядом с золотисто-желтым Солнцем, она из коричневной становится изумрудно-зеленой. Пока не блекнет вблизи Солнца – в ауре его сожжения. Дело тут совсем не в том, какие цвета «правильные» или «неправильные». Дело в том, что у синестетов эти цвета будут всегда одними и теми же. Так подсознание кодирует важную информацию в аналоговой форме, отправляя ее рациональному уму.

Синестезии, как и любому внутреннему навыку, можно научиться. Хорошим примером такого обучения подсознания является лайя-йога. Сосредотачиваясь на чакрах, йог изначально обучает себя видеть их такими, какими описал ему Учитель – в виде сложного символа многолепесткового лотоса, где каждый «лепесток», каждый узор имеет свое значение. По мере практики эта визуализация становится привычной. И в какой-то момент концентрация на чакре приводит к тому, что символический образ чакры уже сам возвращается в сознание, без усилий визуализации. Но при этом подсознание само корректирует его в соответствии с реальным положением дел. И цвет, и вид «лепестков» уже несет четкую и однозначную смысловую нагрузку о дисфункциях и общем состоянии. Вплоть до того, что продвинутый адепт, выполняя пранаяму Сукх-Пурвак, уже по положению хобота в символе слона внутри сложного символа чакры Муладхары сам принимает решение о допустимости сегодня данной практики. В точности та же механика самообучения приводит к появлению в нашей жизни бытовых примет. Пару раз зачесалась левая рука «к деньгам» – мы это осознали, порадовались совпадению и таким образом инструктировали свое подсознание о ценности этого сигнала для нас. Не стоит удивляться, что в следующий раз мы получим сигнал тем же способом. Канал автокоммуникации установлен и откалиброван.

Синестезия, безусловно, в разы ускоряет и упрощает и само обучение астрологи и ее дальнейшую повседневную практику. И ей, я убежден, можно научиться, приучая себя воспринимать астрологический символизм не только словами, но и правым, иррациональным полушарием. Воспринимать гороскоп как цвета, звуки, ощущения. Такие методики изучения астрологии еще нужно наработать и обкатать, но заниматься этим явно должен человек, который сумел сам себя обучить этому навыку, начиная с ситуации полного отсутствия синестезии астрологического символизма. А это не мой случай.

 

22 мая 2014 года