Год Кота, тотемизм и кошачесть

Начался восточный новый год – год Кота (Кролика). С чем всех и поздравляю! В очередной раз. В отличие от современной гороскопической астрологии, восточный календарь – яркий пример календарной астрологии. Одно из главных отличий восточной философской культуры – акцент на вовлеченности, вложенности индивидуального в коллективное, а не в отрыве индивидуальности человека от мира, как в западной традиции. Астрология полностью переняла этот взгляд. Поэтому в восточной философии и астрологии властвуют не авторы, не мудрецы, и не отдельные успешные практики, а именно школы. И гороскопическая астрология у китайцев развивалась в первую очередь тоже – мунданная. Их календарный цикл понимался как влияющий не столько на отдельных людей, сколько на взаимоотношения поколений, на протекающие общественные процессы. Потому не удивительно, что 60-летний китайский календарь тесно связан с циклами обращения двух социальных планет – Юпитера и Сатурна. А рассуждения обывателей о том, в одежде какого животного встречать 1 января, далеки от астрологии так же, как мнение вынутого из норки разбуженного сурка – от современной метеорологии.

Есть давний спор, считать этот год годом Кота или годом Кролика. Хотя календарь по происхождению китайский, вьетнамцы и японцы заменили Кролика Котом. У вьетнамцев кроликов просто не было. А у японцев кошки, начиная с их появления на острове, быстро стали дорогими и особо уважаемыми животными. Первые кошки были завезены в Японию как ценный подарок императору, а впоследствии их потомство также дарилось императором своим приближенным как знак особой милости. Особое отношение к кошкам сохранилось в Японии и ныне. К примеру, 22 февраля Япония отмечает общенациональный праздник – День кошек. Китайцы же остались верны духу Кролика и, похоже, что последствия этой верности мы в третьем тысячелетии наблюдаем воочию.

Год Кота – более тихий год восточного 12-летнего цикла в сравнении с двумя амбициозными соседями, Тигром и Драконом. Исторически это годы, в которые далеко продвинется тот, кто мягко ступает. Кстати, авторство этого афоризма приписывается Конфуцию, рожденному как раз в год Кота. Впрочем, тихий и невоенный характер зависит и от других астрологических факторов. К примеру, глядя на начало этого года, хоть по новолунию в Водолее, хоть по вхождению Солнца в Овен, трудно поверить в то, что 2011 год будет мирным и спокойным. Сходное положение Марса в начале китайского года, было, например, в 1979 году – и Ближний Восток и Азия пережили его тогда достаточно сложно. Есть мнение, что в этом году можно уверенно ожидать повторения зимних событий в Тунисе и в Египте, но уже в странах Средней Азии. Ну и мои прогнозы по Ближнему Востоку тоже никто не отменял.

И кот, и кролик – животные неагрессивные, малошумные и любвеобильные. Собственно, на этом сходство их тотемов заканчивается. Тотемный образ того или иного животного в астрологии и магической практике интересен не сам по себе, а исключительно через проекцию черт этого животного на человеческое поведение. Давно подмечено, что любители собак ценят и в людях верность, умение подчиняться и жить по правилам, соблюдение иерархической дистанции, способность самостоятельно обеспечивать свою и чужую безопасность силой и отвагой. Редко можно встретить владельца собаки (особенно крупной собаки), который не преклонялся бы перед явной Силой и не уважал бы людей влиятельней себя. «Кошатники» же ценят в людях совершенно иной набор качеств: независимость от обстоятельств, внутреннюю свободу и индивидуальность, умение оптимально устраиваться в жизни с минимальными усилиями, решать проблемы смекалкой, а не силой или верностью хозяину. Кошки в самой полной мере мистические животные: они прирожденные сновидцы и лучшие сталкеры животного мира. Их мастерство выслеживания настолько велико, что многие из них успешно выслеживают привычки своих хозяев (то есть более сложно организованных существ) и успешно этим пользуются. Рассуждая по аналогии, это как человек, способный выслеживать Бога. Кошек особо ценили древние культуры, для которых эти качества в людях были особо ценны: и Египет, и Япония, и норды, и славянская языческая культура. В более позднюю эпоху – даже ислам. И именно из-за неприятия описанных аналогий кошек обвиняли и преследовали – в европейском Средневековье, в Японии XII-XIII веков, в тоталитарном Китае эпохи Мао Цзэдуна. В славянской традиции, напротив, кошек называли «змееборцами» из-за их необъяснимой врожденной неприязни к ползучим гадам.

В то же время проекция духа Собаки на человека – олицетворение жизни в социуме и жизни ради ценностей социума – власти, служения, авторитета, верности групповым интересам, умения пожертвовать даже своей жизнью ради всего этого. Оппозиционных отношений между этими тотемами (как и самими животными ) очень много. Жизнь собаки – это следование Закону: или закону хозяина, или закону стаи. Все кошки – сами себе Закон. Жизнь собаки наполнена смыслом жизни для других. Мы их за это и ценим. Кошки живут для себя. И что удивительно: мы их именно за это и ценим. Собака от природы наступательно агрессивна, ей всегда есть дело до всего и всех. Кошка, при том что она именно специализированный плотоядный хищник, – оборонительно агрессивна и не ввяжется сама в конфликт, если у нее есть куда отступать. Собакам присуща ярость во время охоты – до хрипоты, до текущей слюны, до истерики. Кошки очень холодны во время охоты. У них не бывает желания рвать и терзать – только увлеченная устремленность Охотника и один идеально точный укус в финале. Не случайно отрешенная концентрация охотящейся кошки и сражающего петуха были идеалами правильного настроения для воина, для мастера боевого искусства.

Старая астрология относила домашних кошек к Венере (из-за мягкости натуры и, скажем политкорректно, любвеобильности), а в более поздние эпохи – к Луне (как яркий тип и ночного, и одомашненного животного). У некоторых авторов можно встретить связь и со Львом как с единственным «кошачьим» знаком. Собак астрологи относили к Марсу как животных громких, активных и агрессивных по своей природе. В более позднюю эпоху собак стали ассоциировать также с Меркурием, так как собака – единственное животное, которое «все понимает» и которое человек может обучить так многому, что пес превращается в полноценного слугу и помощника. Однако наблюдение за натальными картами людей, которые избирательно неравнодушны к кошкам или к собакам, открывает несколько иную закономерность. И иначе расставляет акценты. Удивительно: часто «кошатники» имеют выделенный знак Рыб, реже – Рака. У современных «собачников» весьма часто фигурирует Дева, реже – Овен и Козерог. Примечательно, что и в хорарах об этих животных мы часто видим сходную картину и тех же управителей. Многие аналогии оси Рыбы/Дева тут абсолютно прямолинейны. Собаки одомашнены первыми, уже 14000 лет, кошки – одними из последних. Фактически они всегда остаются дикими. По утверждению социологов из Бристольского университета, владельцы котов чаще имеют университетские степени и дипломы. Владельцы собак имеют более низкое давление и уровень холестерина, реже болеют и вообще обладают более крепким здоровьем. Продолжать сравнительные аналогии можно, видимо, до бесконечности.

Примечательно, что очевидная связь кошачести с Водной стихией (даже по внешним свойствам кошек) явно возвращает нас к вопросу о том, что Луна имеет очевидное достоинство и проявленные качества в Водном тригоне. Так же как Марс имеет достоинства в Земном триплицитете. Лет пять назад я опубликовал статью, посвященную критике алогичности некоторых оснований старой астрологии. В частности, управителей триплицитетов – тригонократоров. Как известно, в астрологии прошлого Луна не имеет никаких прав на Водный триплицитет, в отличие от Марса. Статья тогда вызвала нешуточное бурление гов эмоциональное обсуждение с инвективной лексикой. Но воз и ныне там: появилось несколько схоластических теорий, которые по-разному объясняют, как астрологи прошлого добрались до подобных странных умозаключений. Но они по-прежнему не объясняют, за что ночному светилу отказали в ночном управлении Водным тригоном, в то время как дневное светило законно и очевидно управляет дневным триплицитетом Огня. Иными словами, эти теории обосновывают чужие ошибки. Но не исправляют их.

Но не будем о грустном. И чтобы в этом году грустного в «Комментариях астролога» было поменьше (а какие новости в СМИ, такие и комментарии), обязуюсь весь год Кота оформлять свои комментарии кошачьим графическим рядом. Тем более что их мимика бывает красноречивее и уместнее, чем некоторые шаржи и карикатуры. Всех еще раз с Годом Кота! Пусть любовь других вам дается так же легко, как ее получают кошки! Пусть ваша «миска» всегда будет полной и вы еще сможете «воротить нос» и «перебирать харчами»! Пусть вас ценят, любят и уважают – ну просто за то, что вы такие, какие есть! Даже если вы вообще «мышей не ловите». Пусть ваш ареал обитания будет огромным, но дом будет всегда тихим и уютным местом, где вас всегда ждут и гладят. И пусть вас любят так, что даже не подумают кастрировать.  Удачной Охоты в новом году!

P.S. Следующий выпуск явно будет о политике и мировых новостях, сразу предупреждаю.

 

6 февраля 2011 года