Астрология трансформации личности
ПРЕДЫСТОРИЯ
Подобно тому, как желтые листья могут представляться
золотыми монетами плачущему ребенку,
которого этим пытаются успокоить,
точно так же так называемые «секретные техники»
успокаивают невосприимчивого к знаниям исследователя.
/ «Дао Джиткундо» /
Строго говоря, самосовершенствование не нуждается в астрологии. Существуют огромные, детальные системы методик самосовершенствования и самоизменения. И это не только разновидности Йоги. Любая высокоразвитая культура имела что-то свое, и современная – не исключение. Но использование астрологии подобно использованию катализатора в химических реакциях. Астрология – инструмент объективного контроля, своего рода перископ в поисках Духа. Ее синтез с методиками самосовершенствования ускоряет все успешные перемены, позволяет действовать осознанно и целенаправленно. Разумеется, всегда были Мастера, которые это понимали и использовали.
Обычный астролог использует взаимосвязь между небесными явлениями и земной жизнью для прогнозирования событий. Он наблюдает за небесными циклами, которые, в свою очередь, предсказывают последовательность событий здесь, на земле. Астролог с уклоном в кармическую тематику ищет при этом ответ на вопросы «почему» и «зачем», чтобы астрология стала жизненной философией и руководством. Астролог-маг идет дальше. Он не просто пассивно получает послания звезд или ищет оптимальные пути, но стремится целенаправленно воздействовать на себя и обращать небесные влияния в свою (или чужую) пользу.
Например, в ранней греческой астрологии было направление, носившее название «Катархен» («начинать», «указывать дорогу»). Иными словами, астрология инициатив. Это раздел имел отношение к началу дел, в которых за действием стоит человеческое намерение. Катархен является сущностью хорарной астрологии, и чтобы понять, почему это так, необходимо сделать обзор различных астрологических практик, объединяемых этим названием. Именно из этой ветки выросло то, что было развито арабскими астрологами, изучено и систематизировано астрологами Средневековья и называется теперь «хорарной астрологией». И это было не только предсказанием – это был поиск удачной судьбы. Стремиться к этому, как и вообще стремиться к совершенству, абсолютно естественно и абсолютно правильно. Однако ответ на вопрос, являющийся целью хорарной астрологии, – это лишь одна сторона медали.
Другая сторона – это практический путь достижения удачи, путь к тому, что может быть на самом деле. Это уже не диагностика, это терапия, это использование астрологии как инструмента для совершения желаемых изменений. Яркий и совершенно буквальный пример – это ситуация с гороскопом болезни, декумбитурой. И сейчас в медицинской астрологии есть методики разрушения декумбитуры за счет того, что мы астрологически знаем ее (то есть болезни) «слабые места» и можем на них целенаправленно воздействовать. Задумайтесь: речь ведь идет не только о болезни. Это общий принцип. И мы точно знаем: «активная» сторона астрологии была очень развита в прошлом. Косвенные свидетельства об использовании астрологических знаний как инструмента власти над собой, над людьми и над обстоятельствами мы находим в таких древних культурах, как Шумеры, Вавилон, Египет. Безусловно, там был на это спрос и была традиция передачи знания достойным. Однако сохранение секретности имело и свою обратную сторону: эта область астрологии оказалась самой «пострадавшей» от времени.
Не все это опасное знание было сохранено и записано. То, что было записано, по большей части сгорело в знаменитом пожаре Александрийской библиотеки. Многие историки считают, что это был один из самых серьезных ударов по неразрывной цепи традиции. То, что передавалось дальше, проходило через неизбежные искажения при переводах, при переписывании или даже просто через элементарное непонимание. Оставшиеся нити знания рвались в эпохи крупных мировых религий, которые всегда настороженно относились ко всему, что уводит человека в сторону от пассивной роли овцы в общем стаде. Причем и ислам, и христианство в этом единодушны. И тем не менее еще в Средние века в Европе назначали лечение, основываясь на декумбитуре.
Мощный посыл получила астрология трансформации в эпоху Возрождения. Такой автор-традиционалист, как Кристофер Уорнок, и вовсе проводит знак равенства между астромагией и астрологией Ренессанса. И в какой-то степени он прав, так как сам идеологический посыл Возрождения очень близок к тому, что практикует астролог-маг. Живший несколько позже известнейший астролог Вильям Лилли, ставший одним из идолов современной традиционной астрологии, не скрывал, что занимается магией (в том числе изготовлением талисманов) и применяет ее совместно с астрологическими знаниями. Активно развивалось и систематизировалось магическое знание, которые позднее, обрезанное и выхолощенное, выделилось в отдельный раздел – в элективную астрологию.
Эпоха Просвещения и особенно девятнадцатый век добавили свою лепту. Попытки переделать астрологию неизбежно исказили ее до неузнаваемости. Сначала ее подстраивали под теософию, потом – под юнговский психоанализ, не так давно – под «New Age». Именно в это время магическая практика отделилась от астрологии под давлением господствующего рационализма и стремления сделать астрологию Наукой. Обе ветви не так уж много выиграли на этом разделении и не так уж мало потеряли. Магия всегда была маргинальной областью и без объективности астрологического подхода потеряла сильный механизм контроля. Не в последнюю очередь по этой причине европейская магическая традиция воспринимается сейчас образованными людьми либо как разновидность герметической философии, либо просто как клубная игра для взрослых. Но никак не в качестве эффективного прикладного инструмента. И это абсолютно закономерно и правомерно. С другой стороны, выхолощенная астрология превратилась в систему предсказания и оценки. А вечный вопрос «что делать?» сплошь и рядом астролог решает в меру своего личного разумения, опираясь на свой жизненный опыт и представления или замещая лакуны в своем опыте психологическими приемами.
К настоящему моменту ситуация сложная. В астрологической среде ходят запущенные различными авторами речевые шаблоны как, например, «проработка» или «коррекция» гороскопа (планеты, аспекта) с некоторыми «уровнями»; «изживание кармы»; «закладка цикла, ритма»; «включение компенсаторных возможностей гороскопа»; «коррекция проявлений планет»; «астропсихотерапия» и прочее. Я не случайно перечислил такой длинный список: все это в той или иной степени синонимичные понятия, лишенные единой методологии и системного подхода. А бывает (и не так уж редко), что и здравого смысла тоже. Ситуация становится парадоксальной: многие авторитеты от астрологии, боясь запачкаться словом «магия», и вовсе не рассматривают эту тему всерьез. Справедливости ради надо сказать, что существуют и другие астрологи, которые утверждают, что такая методика персонально у них есть, однако является она большим-пребольшим секретом, который нельзя публиковать и рассказывать. Вы еще не встречались с такими? Значит, у вас все впереди: их полным-полно.
Итоги грустные. Несмотря на то, что эти знания «терялись» по дороге и вновь «открывались» заново в разные времена, до нас они добрались лишь фрагментарно. Астрология как система в том варианте, в котором она дошла до нашего времени, не имеет (или утеряла) методику коррекции собственной судьбы. Отдельные представители, которые претендуют на роль хранителей «кота в мешке», не в счет. Утеряно даже единое название этой области. Ян Кефер как-то назвал всю совокупность таких методов неоднозначным термином «астромагия». Мне не нравится этот термин – он сужает смысл и вызывает спорные ассоциации, однако другого пока нет (если, конечно, не брать в качестве шаблона название этой книги).
Астрология научна, а значит, логична и воссоздаваема. Однако, как и в случае с кармической астрологией, начать надо не с перечисления техник, а с объяснения главных принципов и методологии, иначе Знание не станет Силой, а останется лишь суеверием. А потому необходимо ответить на вопросы: как и почему методы астромагии работают? Что в них есть общего? Какие есть обязательные элементы? Что и как «прорабатывается» в гороскопе?