Астрология – наука или искусство?

Спор о том, является ли астрология наукой, очень давний. В этих спорах можно даже дойти до «Никомаховой этики» или «Метафизики», где Аристотель одним из первых пытается разграничить эти понятия. Или же упорно ссылаться на современный критерий фальсифицируемости Карла Поппера.

Но если мы не можем пояснить что-то другому человеку так, чтобы нашу мысль понял и школьник, значит, мы сами это плохо понимаем. Если мы не можем выразить мысль четко, понятно и убедительно, без цитат и сотрясания воздуха магическими заклятиями авторитетных имен – значит, своей мысли у нас просто нет.

Так почему же астрология – Искусство? Я поясню это главными рациональными инструментами астролога – методами индукции, дедукции и аналогии. Но несмотря на эти «страшные» научные термины, в этом вопросе все просто.

В астрологии есть исчислимое, конечное число элементов, образующих смыслы. Планеты, знаки, дома, аспекты. Количество их комбинаций немалое, но не бесконечное. Иными словами, астрология всегда описывает конечным, исчислимым числом комбинаций бесконечность возможностей в окружающей нас Реальности. Гороскоп, как и любой чертеж, является лишь упрощенной схемой реальности. Так же как и любая карта не является территорией, которую она описывает. Всегда есть «ямы» и «овраги», которые есть в реальности, но которые не были отмечены на бумаге, как в известной пословице. Это принципиально неразрешимая задача однозначным способом.

Именно поэтому так легко научиться любительской астрологии, то есть начать узнавать реальность в астрологической схеме. Упрощать большее к меньшему – это всегда легче. Именно поэтому так сложно учиться астрологии профессиональной, то есть научиться квалифицированно превращать содержание гороскопа в описание реальных ситуаций, людей и окружающих обстоятельств. Потому что при превращении меньшего в большее всегда будет существовать неопределенность. Нельзя однозначно конечным числом элементов описать бесконечное количество явлений. Невозможно.

Поясню тот же самый смысл простым примером. Все многообразие людей можно в принципе свести к четырем темпераментам. Или даже к двум признакам. Это легко. Это мало кого останавливает. Но вывести обратно, из упрощения – реальность, из интроверсии или меланхолии – однозначные подробности личной жизни и судьбы, описание внешности и т.п. – это совсем другая задача. Не имеющая даже теоретически никакого однозначного решения.

Астролог – это, по сути, переводчик с языка звезд на понятный нам язык. Но поскольку однозначного соответствия между этими языками не существует и астрологический символизм имеет меньшее количество сочетаний, чем сама реальность, то такой «перевод» всегда был, есть и будет недостаточен. Этот недостаток смыслов обязан заполнять Мастер. Образно говоря, работа астролога – не «подстрочная» трансляция небесного «текста» в понятный язык, а квалифицированный художественный перевод. А такой перевод всегда субъективен, всегда зависит от подготовки «переводчика», от его жизненного и профессионального опыта, общей эрудиции, культурного базиса, развитости ума, хорошего чувства меры. Да и просто от наличия таланта к такой работе. И Мастер в астрологии – как субъективный фактор, как посредник между звездами и кверентом – принципиально неустраним. Наука объективна и строго рациональна, результат в ней не зависит от лаборанта, если он прилежно следует инструкциям. Но роль Мастера ключевая, я бы даже сказал, решающая – именно в Искусстве. Что, собственно, и требовалось доказать.

P.S. Давно не писал, предвосхищаю вопросы: будут и прогнозы, и астрологическая аналитика. Скоро.

 

16 октября 2013 года